Афазия: нарушения речи при инсультах

В результате инсульта может пострадать способность говорить, читать, слушать, писать, жестикулировать, способность понимать сказанное или написанное. Люди, перенесшие инсульт часто сталкиваются с проблемой утраты или снижения коммуникативных способностей. В самом общем виде, коммуникативными способностями можно назвать способность воспроизводить и понимать речь. 

Виды нарушений общения после перенесенного инсульта

Афазия - это нарушение или утрата речи. Условно можно разделить афазию на два вида - моторную и сенсорную Если человек не может говорить, но понимает устную речь, врачи говорят о "моторной афазии". Если человек не понимает устных высказываний, но сам может произносить слова и фразы, врачи говорят о "сенсорной афазии".

Врачи выделяют несколько видов моторных нарушений, с которыми может столкнуться человек, перенесший инсульт: дизартрию и апраксию. Что это такое? Расскажем подробнее далее.

Дизартрия речи после перенесенного инсульта

Дизартрия речи - это моторный тип нарушения речевой деятельности человека, который возникает из-за паралича, частичного ослабления или проблем с координацией речевой мускулатуры тела. 

Другими словами, дизартрия речи возникает тогда, когда органы тела, которые раньше отвечали за речь, не могут выполнять свою функцию из-за неврологических нарушений, вызванных инсультом. Степень дизартрии зависит от того, какой участок мозга был поражен при инсульте и от тяжести этого поражения. 

c5e9a61d6e2098c5e942548eb09356107e892b6e.jpg

По некоторым оценкам, дизартрия может развиваться у 20% пациентов с инсультом.

Апраксия речи после перенесенного инсульта

Апраксия речи – это вид моторного нарушения планирования двигательной активности, которое приводит к тому, что для человека становится невозможным по своей воле сформировать и произнести правильный звук, несмотря на желание это сделать и физическую возможность это сделать. 

При апраксии речи могут также возникать интонационные дефекты при построении фразы, такие как:

  • замедление скорости речи;
  • монотонность;
  • изменение громкости голоса. 

Чем опасны нарушения речи после перенесенного инсульта?

Нарушения коммуникативных способностей затрудняют социальную реабилитацию человека, перенесшего инсульт, негативно влияют на его самоощущение и психологическое состояние, на качество его жизни. Нарушения речи можно и нужно корректировать, это важная часть постинсультной реабилитации. 

Обычно оценка и лечение нарушений коммуникативных способностей производится сертифицированными логопедами. Общие цели речевой и языковой терапии заключаются в ускорении восстановления коммуникативных способностей, в оказании помощи пациентам в разработке стратегий компенсации нарушений коммуникативных способностей и в консультировании и обучении лиц, находящихся в окружении пациента, вспомогательным видам коммуникации, с целью ее облегчения, снижения степени изоляции пациента и соответствия желаниям и нуждам пациента. Компенсаторные и вспомогательные виды коммуникации могут варьировать от низкотехнологичных стратегий, таких как использование бумаги, карандаша и коммуникационных досок, книг, до высокотехнологичных приспособлений, включая смартфоны и устройства, генерирующие речь. 

Как лечат афазию после перенесенного инсульта?

У пациентов с афазией рекомендовано проведение логопедической терапии. 

Как продемонстрировано в клинических исследованиях, ежедневная терапия афазии на очень ранних стадиях восстановления после инсульта (с началом терапии на третий день) улучшает коммуникативные способности у пациентов с умеренной или тяжёлой афазией. При этом терапия афазии сохраняет свою эффективность на всех стадиях реабилитации. 

Интенсивная терапия является, по мнению специалистов, наиболее благоприятной, однако соглашение по вопросам оптимального количества, интенсивности, распределения или продолжительности лечения не достигнуто. Интенсивная терапия может проводиться при наличии её переносимости и осуществимости. 

Разработан ряд терапевтических подходов для лечения афазии. Выделить какой-либо один как превосходящий остальные затруднительно. 

Сегодня собрано немало доказательств эффективности компьютеризованной терапии в качестве дополнения к лечению, проводимому логопедом.  

Решение о фармакотерапии афазии в дополнение к логопедическим вмешательствам должно приниматься, исходя из специфики конкретного случая, однако на настоящий момент времени рекомендации о применении какого-либо конкретного режима в рамках рутинной практики отсутствуют. В нескольких небольших исследованиях было показано, что лекарственная терапия, по всей видимости, обладает эффективностью в сочетании с логопедическими вмешательствами. К числу перспективных лекарственных препаратов относятся мемантин и ингибиторы ацетилхолинэстеразы. 

Методы стимуляции мозга, включая эпидуральную кортикальную стимуляцию, повторную транскраниальную магнитную стимуляцию и tDCS, использовались для модуляции возбудимости коры головного мозга при постинсультном восстановлении речевой функции. Небольшие исследования продемонстрировали терапевтические преимущества при применении методов стимуляции мозга, обычно в комбинации с поведенческой логопедической терапией. Стимуляция мозга в сочетании с логопедическими вмешательствами может оказывать благоприятные эффекты у отдельных пациентов, однако стимуляции мозга продолжает рассматриваться экспертами как экспериментальный подход и пока не может быть рекомендована для применения в рутинной практике. 

Групповая терапия при афазии

Групповая терапия может быть полезной в рамках различных видов помощи, включая создание групп пациентов с афазией по месту жительства. Этому методу было посвящено два систематических обзора, которые показали, что групповые занятия могут способствовать улучшению специфических лингвистических навыков, однако превосходства над индивидуальной терапией продемонстрировано не было. Также существуют данные о том, что участие в амбулаторных группах и группах по месту жительства может способствовать созданию круга общения и препятствовать изоляции от общества.

Как могут помочь родственники человека, перенесшего инсульт, в лечении афазии?

Терапия афазии должна включать обучение партнеров по коммуникации. Это эффективный метод улучшения коммуникации или повышения степени участия в ней партнера. К партнерам по коммуникации могут относиться члены семьи и ухаживающие лица, работники здравоохранения и другие члены общества или организации.

Моторные нарушения речи после инсульта: дизартрия и апраксия речи

Дизартрия – это собирательное название для группы речевых расстройств, вызванных полным параличом, частичным ослаблением или нарушением координации речевой мускулатуры после неврологического повреждения. Дизартрия может затрагивать (отдельно или в комбинации) любую из подсистем, лежащих в основе производства речи: дыхательную, ларингеальную, велофарингеальную и орально-артикуляторную. Как уже говорилось выше, по некоторым оценкам, дизартрия развивается у 20% пациентов, перенесших инсульт, хотя тип дизартрии и её специфические характеристики варьируют в зависимости от таких факторов, как участок поражения и его тяжесть. 

Апраксия речи – это нарушение планирования или программирования двигательной активности, приводящее к невозможности произвольного образования правильных звуков речи. Помимо нарушений в порождении отдельных звуков, при апраксии могут наблюдаться интонационные дефекты построения фразы, такие как замедление скорости речи, монотонность, варьирование громкости голоса. Апраксия речи в типичных случаях сочетается с афазией. 

Моторные нарушения речи оказывают влияние на эффективность коммуникации, снижая внятность речи и непринуждённость общения. Их наличие может отрицательно сказываться на возвращении пациента к профессиональной деятельности, на его вовлечённости в общественную жизнь, его ощущении благополучие и на качество его жизни. 

Как лечат моторные нарушения речи после перенесенного инсульта?

Для коррекции моторных речевых нарушений у пациентов, которые перенесли инсульт, используются методы поведенческой терапии.

Поведенческая терапия моторных речевых расстройств включает поддержку и консультирование пациентов. Выбор методов зависит от целей, приоритетов и условий проведения терапии, а также от проблем, с которыми столкнулся пациент. Поведенческая терапия может фокусироваться, с одной стороны, на физиологии речи, воздействуя на нарушения со стороны дыхания, фонации, артикуляции и резонаторов. С другой – могут включать стратегии, нацеленные на общие аспекты порождения речи: на увеличение точности артикуляции, коррекцию скорости и громкости речи, а также улучшения её интонационной структуры. На настоящий момент времени эффективность этих подходов не оценивалась в высококачественных клинических исследованиях, однако небольшие исследования показали положительные результаты. У пациентов с моторными нарушениями речи на фоне проведения терапии может наблюдаться улучшение, даже при хроническом течении. У специалистов нет единого мнения относительно оптимального количества занятий, распределения форм работы, вариабельности терапии, оптимальных методов, частоты и времени проведения сеансов. 

У пациентов с моторными нарушениями речи могут наблюдаться положительные изменения на фоне применения средств альтернативной и дополненной коммуникации, которые могут варьировать от обычных досок для рисования и алфавита, до портативных усилительных систем и высокотехнологичных электронных устройств с возможностью отслеживания движений глаз. В помощь пациентам также могут проводиться занятия по освоению специальных техник (например, использования жестов). Средства альтернативной и дополненной коммуникации и специальные техники могут быть полезны пациентам с моторными нарушениями речи, когда их собственная речь пациентов не позволяет удовлетворить их индивидуальные потребности в общении. 

Когда личный контакт с пациентом невозможен или затруднителен, может использоваться телереабилитация - то есть реабилитация "в режиме удаленной работы", которая осуществляется с помощью современных технологий и интернета. Исследования показывают, что телереабилитация всё чаще используется в лечении дизартрии. 

Как могут помочь родственники человека, перенесшего инсульт, в лечении моторных нарушений речи?

Для улучшения эффективности коммуникации могут рассматриваться методы воздействия на окружающую среду пациента, где особую роль играет обучение его постоянных собеседников приемам преодоления коммуникативных помех. 

О таких приемах, которые помогают общаться близким людям, а также о современных вспомогательных средствах для коммуникации с теми, кто в результате перенесенного инсульта, испытывает сложности с речью, рассказывает в видео ниже эрготерапевт, Мария Николаевна Мальцева:


Что еще можно сделать при нарушениях речи после инсульта?

Также в целях лечения последствий инсульта, связанных с ухудшением способности к эффективной коммуникации, могут рассматриваться мероприятия, направленные на повышение социальной активности и улучшение психосоциального самочувствия пациента. 

Нарушения речи и ее восстановление после инсульта: видео

В рамках медико-образовательного цикла о восстановлении после инсульта "Школа восстановления после инсульта Спадис" проводятся онлайн-занятия с логопедом.

Предлагаем вашему вниманию несколько видеозаписей онлайн-занятий, посвященных восстановлению речи и другим логопедическим задачам, которые могут стоять перед теми, кто перенес инсульт:

1.  "Речь после инсульта: нарушения и восстановление", занятие №7:


2. "Преодоление афазии: что мы можем сделать сами?", занятие №11:



Занятия Школы восстановления после инсульта Спадис, посвященные восстановлению речи, проводит Ольга Вячеславовна Серебровская, логопед высшей квалификационной категории, медицинский психолог, заместитель главного врача ГБУЗ "Центр патологии речи и нейрореабилитации" ДЗМ по психолого-логопедической работе.

Ольге Вячеславовне Серебровской можно задать вопрос о восстановлении речи после инсульта на нашем сайте, в рубрике "Вопрос специалисту" по ссылке - https://s.spadys.ru/questions 

Top