Нарушения общения после инсульта

6101feaf61ed9a5dd801f7e98196ad233da404cc.jpg

Нарушения функций общения когнитивного характера – это нарушения, связанные с когнитивным дефицитом, а не дефицита первичных, основных навыков языка и речи. Нарушения такого вида происходят из-за повреждения одного или более когнитивного процесса, коими считаются: внимание, память, восприятие, критичность, организация, ориентировка, язык, скорость обработки информации, умение решать проблемы, мышление, исполнительские функции и осознание своих психических процессов. Данные когнитивные процессы не являются изолированными способностями – они находятся под контролем множества корковых и подкорковых структур головного мозга. К примеру, если лобная доля головного мозга повреждается в результате автомобильной аварии или острого нарушения мозгового кровообращения в правом полушарии, названные когнитивные процессы не могут работать в нормальном режиме. Человек с нарушением общения когнитивного характера может испытывать трудности с концентрацией внимания на разговоре, его теме, запоминанием информации, правильной реакцией на тему разговора, пониманием юмора и переносных значений, следованием указаний.

Нарушения общения когнитивного характера разнятся по степени тяжести: кто-либо с незначительной степенью может просто сталкиваться с трудностью концентрации внимания в шумном окружении, другой, с гораздо более серьезной, - не способен вообще к общению.

Что может стать причиной нарушения общения когнитивного характера? У 35-44% переживших инсульт такие нарушения проявляются через три месяца после инсульта, и около трети из них испытывают их в течение долгого времени. Нарушения общения могут проявляться самостоятельно или в сочетании с другими патологическими состояниями: дизартрией (расстройство артикуляции, отсюда невнятная речь), апраксией (неспособность двигать мышцами лица и языка для формирования слов) и афазией (способность понимать чужую речь).

Как определить наличие нарушения общения когнитивного характера?

Любой человек, переживший инсульт, должен пройти обследование на когнитивные нарушения и нарушения восприятия. Затем дается направление к логопеду для оценки степени и вида нарушений у пациента. Оценка нарушения проводится различными, доступными в местных медицинских учреждениях  тестами, как официально признанными, так и неофициально. Например, популярной Монреальской шкалой оценки когнитивных функций. Оценив масштаб ущерба, нанесенного инсультом когнитивным функциям пациента, логопед разрабатывает индивидуальный план терапии, отвечающий потребностям человека.

Если человек не может говорить, то для начала специалисту необходимо определить, афазия ли это или нарушение общения когнитивного характера. Большинство стандартных тестов на когнитивное функционирование подразумевают использование языка. Однако люди с афазией сталкиваются с проблемой порождения и/или понимания речи. Таким образом, необходимы для адекватной оценки невербальные средства оценки, такие как, прогрессивные матрицы Равена, тест на невербальное мышление и прочие. Пациенты с афазией зачастую сталкиваются с трудностями когнитивного характера: внимание, кратковременная память, вербальная память, исполнительные функции.

Что может заметить посторонний человек, не связанный с медициной? Люди с нарушением общения когнитивного характера зачастую имеют сложности с участием в беседах: они с трудом понимают, о чем идет речь, или неспособны своевременно реагировать на высказывания, говорят невнятно или не могут передать точно и доступно собеседнику свою мысль. Кроме того, в процессе общения у них возникают трудности с мышлением и принятием решений, запоминанием сути разговора. Более того, они могут вести разговор в социально неприемлемой и даже непристойной манере. У таких людей могут отсутствовать речевые фильтры, при этом они, не стесняясь, выражают свои сексуальные желания или не щадят чувства других. Помимо проблем с общением, им может быть нелегко понимать инструкции, презентации, фильмы, телепередачи и радиопередачи, а также читать, писать, участвовать в жизни общества.

Как исправить нарушения общения когнитивного характера? Прежде всего, как уже говорилось выше, необходима оценка состояния специалиста с последующей разработкой логопедом индивидуального плана лечения, поскольку каждый случай уникален. Терапия может включать ряд методик, однако самое основное – это восстановление функций, компенсация когнитивного дефицита, обучение пациента и его семьи специфике нарушения и стратегий лечения.

Методики восстановления функций включают использование упражнений или компьютерной программы для тренировки когнитивных процессов, например, внимания; использование внутренних стратегий памяти и тренировок памяти для наращивания и закрепления воспоминаний; выполнение практических заданий, поддающихся с трудом, с посторонней помощью, с обретением впоследствии самостоятельности.

Методики компенсации подразумевают использование внешних стратегий для улучшения памяти (самодельные альбомы, приложения на смартфон и т.д.); обучение стратегиям решения проблемы, для укрепления исполнительных функций (планирование-действие-оценка сделанного); закрепление рутинных действий и расписаний.

Обучение включает в себя использование видео- и аудиоматериалов, чтобы дать представление пациенту и его семье, что такое когнитивный дефицит; обсуждение с пациентом и его семьей результатов оценки состояния, вовлечение их в групповую терапию, инструктаж на предмет распознавания когнитивного дефицита и путей его преодоления.

Если вы замечаете у себя нарушения общения когнитивного характера, то вам можно попробовать делать следующее для собственного восстановления:

- если у вас проблемы с памятью, записывайте все свои встречи в ежедневник или электронный органайзер и держите их на видном месте;

- если у вас проблемы со вниманием, тогда устраните фоновый шум или наоборот не устраняйте его, если это вам помогает сосредоточиться;

- если у вас сложности с исполнительными функциями, пишите детальный план действий, списки и проверяйте постоянно, придерживаетесь ли вы его и не выбиваетесь ли из графика;

- разговаривайте с людьми с такими же проблемами, чтобы набраться у них опыта их решения.

Как помочь другим людям с нарушениями общения когнитивного характера:

- дайте людям время на обработку вашего высказывания. Подождите минуты полторы, потом опять его повторите;

- преподносите информацию короткими предложениями и малыми порциями. Если вы даете указания, то разбейте их на микростадии. Например, вместо того, чтобы сказать «Почисти зубы», нужно дать инструкции так: «Пойди в ванную,  подойди к раковине, возьми зубную щетку, выдави пасту на щетку» и т.д.

- если у человека синдром игнорирования слева, старайтесь находиться слева от него, чтобы он разрабатывал эту сторону. Однако для важных разговоров в таком случае необходимо находиться справа;

- записывайте ключевые инструкции и основную информацию или мотивируйте человека записывать самому;

- проверяйте всю информацию, поступающую от больного человека, у третьих лиц, чтобы удостовериться в ее подлинности. Даже если у пациента речь нормальная, он может быть неточен в передаче информации из-за нарушений памяти и критичности;

- говорите просто, не громко, не перекрикивайте человека с подобными нарушениями общения.

Top